Корректировка бюджетов силами цфо. Корректировка бюджета: кому урезали расходы? Корректировка бюджета

Годовые бюджеты являются оцифрованными планами достижений стратегических целей компании. Они обеспечивают взаимосвязь стратегий развития компании с системой бюджетирования ее деятельности, выступают основой для формирования краткосрочных бюджетов и центров финансовой ответственности (ЦФО). От их корректности зависит вероятность достижения годовых целей , достоверность планирования квартальных и месячных бюджетов .

Как правило, годовые бюджеты разрабатывают до того, как окончательно подвести итоги текущего отчетного года. Чаще всего бюджеты начинают формировать в ноябре, поэтому они основываются на фактических итогах работы компании за период с января по октябрь и на прогнозах результатов ноября-декабря.

Исходя из сказанного, руководителям экономических служб нужно проверять корректность годовых бюджетов при окончательном подведении итогов прошедшего года и корректировать их, если возникнет такая необходимость, чтобы повысить достоверность бюджетов на новый отчетный год.

Обычно итоги прошедшего отчетного года подводят к концу января, а бюджет на следующий год утверждают не позднее декабря. Соответственно, из-за этих временных несостыковок компания вполне может принять к руководству годовой бюджет, который недостаточно корректен, поскольку для его формирования брали в расчет фактические итоги не всего прошедшего года, а только первых десяти месяцев. Данные ноября и декабря при подготовке бюджета чаще всего берутся плановые.

В то же время на последние месяцы уходящего года приходится наибольшая доля продаж и расходов в общей структуре показателей работы компании за год. Если фактический результат этих месяцев будет значительно отличаться от плановых данных, то и весь бюджет на следующий год будет расходиться с реальным развитием организации. Чтобы избежать такой ситуации, рекомендуем руководителям экономических служб, отвечающим за качество работы системы бюджетирования, воспользоваться методикой, изложенной в данной статье.

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ НА ГОД

Разработку бюджетов компании на год нужно начинать с оформления этого процесса как отдельного управленческого проекта (за его реализацию будет отвечать руководитель экономической службы). В проекте будут указаны этапы создания бюджетов, сроки их реализации и лица, ответственные за каждый из этапов.

Чтобы усилить значимость проекта по разработке годовых бюджетов, оформите его приказом по компании за подписью директора. В качестве приложения к приказу целесообразно составить план-график работ по проекту.

В графике работ следует предусмотреть мероприятия по корректировке утвержденного бюджета на тот случай, если будут выявлены критические отклонения бюджетных планов по сравнению с фактом прошедшего года. Пример графика приведен в табл. 1.

Утверждение графика работ позволит контролировать ход разработки бюджетов на предстоящий год, обеспечит соответствие бюджетных планов фактическим результатам и возможностям бизнеса компании за счет мероприятий, указанных в пп. 17-20.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КОМПАНИИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ОТЧЕТНЫЙ ГОД

Бюджетные планы на предстоящий год опираются на анализ фактических результатов работы компании в отчетном году и на планы развития ее бизнеса на прогнозируемый год.

Анализ показателей отчетного года позволит определить основные тенденции их изменения, которые нужно учитывать в будущем году, и оценить ресурсные возможности компании по увеличению масштабов бизнеса. Следовательно, после закрытия отчетного года и окончательного подведения его итогов руководитель экономической службы должен проанализировать, насколько эти итоги отличаются от данных, на основании которых формировались бюджеты компании на следующий год.

Поскольку при планировании годовых бюджетов обычно используют факты работы компании за январь-октябрь и прогнозы на ноябрь-декабрь, то при подобном анализе имеет смысл исследовать:

  • расхождения последних двух месяцев прошедшего года;
  • степень влияния отклонений на общую динамику годовых показателей работы.

Возьмем бюджет доходов и расходов компании «Альфа» на 2018 г., утвержденный 25.12.2017 . Так как формирование бюджета началось четвертого декабря, то для анализа итогов работы компании за 2017 г. взяли итоги с первого по третий квартал, а результаты четвертого квартала сложились из факта работы за октябрь и прогнозов результатов ноября и декабря (табл. 2).

Когда главный экономист компании «Альфа» подвел окончательные итоги четвертого квартала, выяснилось, что они значительно отличаются от итогов, использованных при формировании бюджета доходов и расходов на 2018 г.

В таблице 3 представлены итоговые результаты работы компании, окончательно сформированные 16.01.2018 .

Проанализируем величину отклонений между итогами четвертого квартала, использованными для прогноза бюджета на 2018 г., и окончательными итогами этого квартала, подведенными к середине января 2018 г. В ходе сравнительного анализа выявлены следующие отклонения :

  • итоговый объем продаж за четвертый квартал оказался на 1 110 000 руб. (+5,9 %
  • итоговая себестоимость продаж на 810 000 руб. (+5 % ) больше предварительного прогноза;
  • валовой доход от продаж при окончательном подведении итогов последнего квартала 2017 г. оказался на 300 000 руб. (+12,1 ) больше предварительного прогноза. При этом по продукции 1 превышение составило 5,2 %, по продукции 2 — 20,5 %;
  • операционные затраты по окончательным итогам квартала на 105 000 руб. превысили предварительные прогнозы;
  • в результате влияния этих факторов чистая прибыль компании «Альфа» за четвертый квартал составила 372 400 руб., тогда как при разработке бюджета на 2018 г. в расчет брались предварительные итоги квартала с прибылью в сумме 168 400 руб. Отклонения в чистой прибыли между итогами квартала составили 221 % ;
  • общая рентабельность бизнеса компании при окончательном подведении итогов четвертого квартала равна 1,9 % , тогда как прогнозный итог предполагал рентабельность на уровне 0,9 %.

Значительные отклонения в результатах работы компании за четвертый квартал по валовому доходу продукции 2 и чистой прибыли компании, а также отклонения в объемах реализации более чем в 5 % свидетельствуют о большой вероятности их влияния на итоговые результаты 2017 г. и требуют дополнительной проверки степени этого влияния.

КАК ВЫЯВИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ УТВЕРЖДЕННЫХ ГОДОВЫХ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ

Чтобы понять, есть ли необходимость корректировать утвержденный бюджет доходов и расходов компании «Альфа» в связи с наличием значительных отклонений итогов четвертого квартала, нужно сравнить предварительные итоги всего 2017 г. с окончательным результатом работы компании за этот год. Важный момент: сравнению подлежат не только суммовые значения показателей, но и качественные аспекты итогов года.

В таблице 4 отражены предварительные результаты работы компании «Альфа» за 2017 г., которые легли в основу бюджета доходов и расходов 2018 г.

Влияние отклонений данных ноября и декабря привело к трансформации годовых итогов работы компании «Альфа» (табл. 5).

Если сравнивать количественно-суммовые показатели, то разница в итогах года кажется незначительной. Так, сумма продаж увеличилась всего на 1,7 %, себестоимость продаж — на 1,4 %, а валовой доход вырос на 3,3 %. Только чистая прибыль выросла на 22,1 % за счет динамики роста валового дохода. Однако сравнение изменений качественных показателей говорит о значительном влиянии изменений итогов четвертого квартала на показатели всего года :

  • сбытовая наценка единицы продукции 2 увеличилась с 112 до 116 руб.;
  • за счет отклонений в поквартальной структуре продаж изменились значения коэффициента сезонности спроса на продукцию 1 в каждом из кварталов 2017 г.;
  • за счет отклонений в поквартальной структуре продаж изменились значения коэффициента сезонности спроса на продукцию 2 в каждом из кварталов 2017 г.;
  • за счет изменений в цене реализации четвертого квартала изменилась цена реализации 2018 г. по продукции 1 и по продукции 2, поскольку для бюджета будущего года использовалась средняя фактическая цена реализации за последние два квартала 2017 г.;
  • за счет изменений в себестоимости реализации четвертого квартала изменилась себестоимость реализации единицы продукции 2018 г. по продукции 1 и по продукции 2, поскольку для бюджета будущего года использовалась средняя фактическая себестоимость за последние два квартала 2017 г.

Выявленное значительное влияние отклонений говорит о необходимости корректировки бюджета доходов и расходов на 2018 г ., так как утвержденный бюджет будет являться заниженным как в части продаж и валового дохода от реализации, так и в части операционных расходов и прибыли от хозяйственной деятельности по сравнению с реальными возможностями компании «Альфа».

КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТНЫХ ПЛАНОВ ПО РАЗДЕЛАМ ГОДОВЫХ БЮДЖЕТОВ

Выявив необходимость корректировки годового бюджета, нужно произвести саму корректировку. В компании «Альфа» принята методика формирования годового бюджета доходов и расходов на основании фактических результатов прошедшего года и целевых параметров развития на новый бюджетный год. Первоначальный бюджет доходов и расходов формировали на основании данных табл. 4 и целей развития на 2018 г .:

  • увеличение количества реализации продукции 1 на 15 % и продукции 2 на 20 % ;
  • цена реализации единицы продукции 1 в размере 573 руб . и продукции 2 в размере 813 руб . (средняя цена реализации за третий и четвертый кварталы 2017 г.);
  • себестоимость реализации единицы продукции 1 в размере 495 руб . и продукции 2 в размере 706 руб . (средняя себестоимость реализации за третий и четвертый кварталы 2017 г.);
  • коммерческие расходы на уровне 8,8 % от суммы реализации продукции (среднегодовой уровень 2017 г.);
  • управленческие расходы на уровне 3,1 % от суммы реализации продукции (среднегодовой фактический уровень 2017 г.);
  • внереализационные доходы и расходы на 2018 г. планируют из среднеквартальной суммы по каждой статье, фактически сложившейся по итогам 2017 г.

Сформированный таким образом первоначальный бюджет доходов и расходов приведен в табл. 6.

После окончательного подведения итогов года (см. табл. 5) и перерасчета показателей бюджета с использованием тех же целей развития на 2018 г. скорректированный бюджет доходов и расходов принял новый вид (табл. 7).

Чтобы окончательно убедиться в том, что бюджет доходов и расходов на 2018 г. необходимо корректировать, сравним данные табл. 6 и 7 (табл. 8).

Выводы на основании данных табл . 8:

  • разница есть практически по всем показателям бюджета на 2018 г. В скорректированном бюджете больше количество прогнозируемой к реализации продукции, выше цена реализации единиц продукции, что в совокупности увеличивает годовые продажи на 1 402 594 руб .;
  • наблюдается рост себестоимости единицы реализованной продукции 1 и снижение себестоимости единицы реализованной продукции 2, что приведет к росту общей себестоимости продаж на 864 510 руб .;
  • общее влияние факторов объема и себестоимости продаж должно позволить компании «Альфа» получить валовой доход на 538 083 руб . больше, чем предусматривал первоначальный вариант бюджета;
  • корректировка бюджета доходов и расходов на 2018 г. привела к увеличению планового значения чистой прибыли с 961 091 до 1 355 431 руб. (+41 % ) и росту рентабельности бизнеса с 1,2 до 1,7 % .

Важный момент: у каждой конкретной компании степень необходимости корректировать бюджет с учетом окончательных итогов прошедшего года будет разной, но можно вывести общие закономерности :

  • чем выше коэффициент сезонности у двух последних месяцев года, тем больше повлияют на корректность показателей нового бюджета отклонения фактических продаж ноября и декабря от прогнозируемых;
  • для компаний, у которых затраты последнего квартала отчетного года значительные (например, выплачивают годовые бонусы сетевым покупателям), влияние отклонений тоже может сильно сказаться на уровне расходов и на их структуре по кварталам;

все отклонения в размере выше 5 %, выявленные при окончательном подведении итогов последнего квартала отчетного года, нужно проверять на степень их влияния на отклонения по итогам всего года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если компания утвердит недостоверный бюджет и не станет его корректировать на основе выявленных отклонений, она понесет неоправданные расходы (в виде премий за перевыполнение заниженного бюджета) или получит заведомо невыполнимый бюджет (в случае завышенных параметров), демотивирующий сотрудников. Поэтому руководитель экономической службы всегда должен сверять принятый бюджет с его аналогом, рассчитанным на основе окончательных итогов, чтобы оценить необходимость корректировки первоначального бюджета и инициировать такую корректировку перед руководством компании.

1. Необходимое условие выполнения любого бюджета — его корректность.

2. От корректности годовых бюджетов зависит вероятность достижения годовых целей, достоверность планирования квартальных и месячных бюджетов.

3. Корректность годовых бюджетов проверяют, подводя окончательные итоги прошедшего года.

И книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

При выполнении проекта по постановке бюджетирования могут быть существенно переработаны все ее элементы, а некоторые созданы почти с нуля. В частности, такое может произойти с финансовой моделью бюджетирования .

Это значит, что с ней нужно будет еще научиться работать. В ходе такого обучения вполне возможно, что придется заниматься корректировкой бюджетов. К этому нужно совершенно спокойно относиться.

Необходимо помнить следующее:

  • в компании идет ПРОЕКТ по постановке бюджетирования, а не выполняются отлаженные ФУНКЦИИ бюджетирования на регулярной основе;
  • корректировка бюджетов (не важно, по какой причине – главное чтобы она не была каждый раз одной и той же) – это не катастрофа (особенно на ПРОЕКТНОЙ стадии, т.е. на стадии внедрения), а обычное явление, такое же, как и составление бюджетов;
  • идеальной системы создать нельзя, тем более с первого захода.

    Выполняя консалтинговые проекты с 1995 года, я работал с разными компаниями и видел различное отношение к выполняемой работе.

    Были такие случаи, когда я вообще не понимал, как возник консалтинговый проект, т.к. не мог понять кому на самом деле нужно то, что делается в рамках проекта. Такое, конечно, было в основном в крупных компаниях.

    При выполнении таких проектов либо вообще ничего толком не внедрялось, либо все это делалось очень поверхностно, т.к. клиент не очень активно участвовал в проекте, иногда не особо вникая в то, что происходит.

    Была и другая крайность, когда клиент пытался получить идеальный результат и готов был вылизывать его до бесконечности. Причем такое могло быть не только в сравнительно небольших компаниях.

    Например, в одной компании, являющейся одним их лидеров на своем рынке, так увлеклись на этапе "Организационное проектирование" , что никак не могли утвердить новую организационно-функциональную структуру компании.

    Вместо запланированных трех месяцев проект затянулся на полгода. И каков был результат? Через полгода появился план по доработке орструктуры еще на четыре месяца.

    Особенностью проекта по постановке бюджетирования является то, что он касается практически всех аспектов деятельности компании. Поэтому хочет того компания или нет, но если есть какие-то пробелы или недоработки в какой-то области, то они обязательно всплывут на поверхность.

    Естественно, хочется сразу все учесть и исправить, чтобы возможных корректировок бюджетов в будущем было как можно меньше. Но на этапе внедрения этого избежать нельзя.

    Таким образом, корректировка бюджетов – это абсолютно нормальное явление, особенно когда система только отлаживается. Естественно это не значит, что из-за "каждого чиха" нужно менять бюджеты, но все-таки корректировки возможны.

    И это тоже вполне естественный ход событий, т.к. когда возвращаешься к уже, казалось бы, решенной задаче (в данном случае разработка модели и регламента бюджетирования), то понимаешь, что в определенных местах можно было бы сделать лучше и эффективнее.

    Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -

  • Для случаев, когда фактические доходы бюджета оказываются меньше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходов принимается органами исполнительной власти. Если же фактические доходы бюджета существенно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон о бюджете, которое предполагает участие законодателей.

    Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

    1) Если в процессе исполнения федерального бюджета недофинансирование расходов не превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти - Правительством РФ . При этом расходы бюджета по всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всех распорядителей и бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращения бюджетных расходов производится тем органом власти, который принял решение о его введении;

    2) Если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются другие материалы.

    Государственная Дума рассматривает проект закона во внеочередном порядке в трех чтениях общей продолжительностью 15 дней.

    Первое чтение должно состояться не позднее чем через 2 дня после внесения законопроекта. Процедура его такова. Дума заслушивается доклад Правительства и доклад Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет, принимает законопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета. Если проект закона был принят в первом чтении, не позднее чем через 5 дней после этого должно состояться его второе чтение. Во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ. Третье чтение должно состояться не позднее чем через 3 дня после принятия законопроекта во втором чтении. В нем проект закона выносится на голосование в целом.

    Если в указанный срок проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не был принят, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета. Такой порядок действует вплоть до принятия указанного закона.

    Помимо недостаточного поступления доходов в бюджет, в процессе его исполнения может возникнуть и обратная ситуация, когда фактическая сумма доходов превышает утвержденную законом о бюджете. Порядок использования дополнительных доходов также регулируется Бюджетным кодексом. В соответствии с ним доходы, полученные сверх запланированной величины, должны быть направлены Министерством финансов на уменьшение дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства РФ. Внесения изменений в закон о бюджете при этом не требуется, Минфином составляется и утверждается дополнительная бюджетная роспись.

    Предлагаю поговорить о двух важных составляющих системы бюджетного управления компанией – процессах корректировки и контроля исполнения бюджета.

    Первый и, возможно, главный тезис заключается в том, что эти процессы должны в принципе существовать в компании. Потому что у многих компаний их просто нет. При этом может быть сформирован и утвержден бюджет, выполняться регулярное сравнение факта с планом, фиксироваться достигнутые отклонения, анализироваться их причины. Но такую практику нельзя назвать финансовым управлением. Потому что отсутствует целенаправленное воздействие на минимизацию отклонений: утвержденный бюджет своевременно не корректируется, а инициируемые заявки на расходы удовлетворяются автоматически, без какой-либо верификации.

    Как внешние факторы, так и внутреннее устройство бизнеса ежедневно меняются. А бюджет, как правило, утверждается на календарный год. Поэтому его нужно постоянно актуализировать по определенной утвержденной в компании процедуре.

    И контролировать исполнение бюджета в части расходных статей, проверяя для каждой отдельной заявки на платеж наличие достаточного свободного лимита по соответствующей статье расходов. Общая схема этих процессов в их взаимосвязи выглядит так:

    Как видно, процессы по своей сути устроены достаточно просто. По мере необходимости ЦФО инициируют заявки на корректировку своих бюджетов, которые согласуются по утвержденной в компании процедуре. Утвержденные заявки влияют на бюджеты ЦФО и компании в целом, формируя их актуальную версию. При поступлении же очередной заявки на платеж выполняется проверка на наличие доступного лимита по соответствующему бюджетному адресу. При его наличии платеж проводится. Актуальные лимиты по статьям, в свою очередь, зависят от актуализированного бюджета и объема ранее произведенных в текущем периоде платежей.

    Предполагаю, что приведенная логика осуществления бюджетного контроля известна значительной части читателей. И, тем не менее, на практике допускается масса ошибок, которые резко снижают эффективность этих процедур. Наиболее типичные ошибки и способы их избежать описаны ниже.

    Типичные ошибки процесса корректировки бюджета

    1. Сложная, излишне бюрократизированная процедура. Справедливо даже для относительно некрупных компаний. Как следствие процедура долгая, что может приводить к потере компанией темпа развития и упущенным бизнес-возможностям.
      Рецепт – минимизировать количество подразделений/сотрудников, согласующих заявку на корректировку. Утвердить и использовать простой формат заявки, содержащий только действительно необходимую информацию. Автоматизировать процесс проведения корректировок.
      Кроме того, можно диверсифицировать уровень принятия решения по корректировкам (применяемый маршрут согласования) в зависимости от их суммы.
    2. Процедура непрозрачна для ЦФО, бюджеты которых корректируются. Отсутствует обратная связь о текущем статусе заявки, причинах отклонения заявок, ожидаемом сроке принятия решения.
      Рецепт – доступное для всеобщего использования актуальное описание бизнес-процесса корректировок (например, в Положении о финансовом планировании), активная работа Финансовой службы с другими подразделениями по разъяснению алгоритма выполнения этого процесса, а также снова адекватная автоматизация с использованием системы, позволяющей инициатору видеть текущий статус заявки.
    3. Не установлены ограничения на виды и сумму («существенность» или «материальность») инициируемых корректировок. Как следствие - неконтролируемый рост их количества.
      Рецепт – установить соответствующие ограничения и отразить в описании бизнес-процесса и настройках автоматизированной системы.
      Например, бюджеты стратегических инициатив, вмененных подразделениям к исполнению и находящихся на контроле у руководства компании, могут корректироваться только централизованно. Заявки на корректировки от бизнес-единиц по ним не принимаются.
      Для определения актуального уровня материальности корректировки можно ориентироваться на величину расходов компании на ее согласование и проведение. Драйвером этих расходов служат трудозатраты всех сотрудников, участвующих в инициировании и согласовании отдельной корректировки. Необходимо оценить прямые и накладные расходы (включая амортизацию), соответствующие данным трудозатратам. Минимально допустимая сумма корректировки должна превышать полученную оценку и, кроме того, быть действительно существенной в сравнении с общим бюджетом подразделений.

    Типичные ошибки процесса контроля бюджета

    1. Недостаточно строгий контроль. Например, часто можно встретить контроль только по платежам (на основании Бюджета движения денежных средств). Такой подход не позволяет управлять исполнением расходной части Отчета о прибылях и убытках, поскольку не учитывает определяемые условиями договоров с контрагентами временные лаги между поставкой товара/оказанием услуги и перечислением денежных средств.
    2. Излишне строгий контроль. В большинстве компаний контроль строится по всем аналитическим разрезам, присутствующим в исходном бюджете. Но такой подход совсем не обязателен и очень часто не обоснован.
      Необходимо для начала ответить для себя на вопрос «Что именно мы хотим контролировать?». Например, для компании, только начинающей внедрять соответствующие процессы, может быть достаточно контролировать всего два лимита - по операционным и по капитальным расходам по году в целом. В этом случае даже контроль по отдельной статье расходов будет излишним.
      Наиболее же типичным вариантом можно назвать контроль по периодам (месяц, квартал), статьям расходов и отдельным проектам. Целесообразность использования в системе контроля других аналитических разрезов необходимо тщательно взвесить. Отклонения факта от плана по этим дополнительным аналитикам можно оставить в зоне ответственности подразделений, управляющих соответствующими расходами. Разумеется, проводя в этом разрезе регулярный план-фактный контроль и формируя соответствующую отчетность.
      Необходимо помнить, что каждая контролируемая бюджетная аналитика - это нагрузка не только на финансистов, но и на большое количество сотрудников остальных подразделений, которым необходимо указывать соответствующий параметр при формировании заявок на корректировку, а главное инициировать массу дополнительных корректировок по переброске бюджета в случае исчерпания лимита по какому-либо блоку внутри данной аналитики.
      Технически для разнесения суммы корректировки внутри аналитик, не используемых в бюджетном контроле (и, соответственно, в процессе корректировок – см. ниже) может использоваться «пропорциональный» способ, при котором новая сумма расходов с учетом очередной корректировки разносится пропорционально уже имеющемуся распределению сумм внутри данной аналитики.

    Типичные общие ошибки процессов корректировки и контроля

    1. Виды аналитических разрезов бюджета, отражаемых в корректировках, не совпадают с аналитическим разрезами, используемыми при бюджетном контроле.
      Например, если мы хотим контролировать бюджет по статье, периоду, подразделению, проекту и клиентскому сегменту, то именно эти и только эти признаки необходимо предусмотреть и в заявке на корректировку.
      Если какая-то аналитика не присутствует в контроле, но присутствует в корректировках, то корректировки по этому признаку не имеют большого смысла, поскольку бюджет будет корректироваться по этой аналитике без последующего контроля.
      Если какая-то аналитика не присутствует в корректировках, но присутствует в контроле, то, в свою очередь, теряет смысл такой контроль, поскольку по данной аналитике будет контролироваться либо уже не актуальный исходный бюджет, либо бюджет, актуализированный описанным выше «пропорциональным» способом.
    2. Неэффективная архитектура ИТ-решения для поддержки процессов.
      Часто встречающийся вариант – решение с использованием двух отдельных систем (либо модуля внутри одной системы):
      • Система, в которой формируется исходный бюджет и решаются задачи аналитики/отчетности (BI)
      • Система, в которой ведется учет и осуществляется бюджетный контроль
      В такой ситуации необходимо аккуратно подойти к выбору системы, в которой будут проводиться корректировки. Очевидно, что актуализированный бюджет необходимо иметь в обеих системах. В первой – для построения аналитической отчетности, во второй – для бюджетного контроля. Целесообразно выбрать в качестве исходной систему, в которой лучше реализован функционал инициации, согласования и проведения корректировок. А также организовать процесс регулярной загрузки данных актуального бюджета во вторую систему.
      К сожалению, на практике встречаются крайне неэффективные решения, когда весь процесс проведения отдельных заявок на корректировки дублируется в обеих системах.

    Я надеюсь, что использование изложенных выше рекомендаций поможет вам выстроить действительно эффективные процессы корректировки и контроля бюджета, которые являются неотъемлемой составляющей системы бюджетного управления.

    Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса: исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом; исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

    Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней. Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

    Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основная его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства.

    Корректировка бюджета в процессе его исполнения

    В процессе исполнения бюджета его расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактические доходы бюджета оказываются меньше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходов принимается органами исполнительной власти.

    
    Top