Сафронов сергей иванович герой советского союза. Есть только "миг" - между прошлым и будущим

Родился в семье крестьянина. Вскоре семья С. И. Сафронова переехала в Саратовскую область. После окончания семилетней школы и ФЗУ работал на Горьковском станкостроительном заводе строгальщиком, одновременно учился в местном аэроклубе. В 1937 году, будучи учлётом, выполнил один из первых своих полётов с В. П. Чкаловым. В 1938 году призван в Красную Армию и направлен в Энгельсское военное авиационное училище. После окончания училища в феврале 1939 года служил на Дальнем Востоке.

С октября 1942 года - на фронте. Его первый воздушный бой состоялся под Сталинградом. Защищая Сталинград, сбил семь самолётов врага. Принимал участие в освобождении Кубани, Новгородской области, Пскова, Латвии, в битве на Курской дуге, сражался на Северо-Кавказском фронте в составе 4-й воздушной армии. Победу встретил в Восточной Пруссии.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 августа 1943 года за 65 боевых вылетов, во время которых С. И. Сафронов лично сбил 11 вражеских самолётов и 2 - в групповых боях. К маю 1945 года на его счету было 160 боевых вылетов, 24 лично сбитых вражеских самолёта и 4 - в групповых боях. С. И. Сафронов дважды был ранен, дважды контужен. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, награждён орденами и медалями (см. «Награды»).

Командир эскадрильи, майор С. И. Сафронов вышел в отставку по состоянию здоровья в 1945 году. С 1947 по 1975 год работал в Саратовском аэроклубе, был наставником первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1975 году Сергей Иванович переехал на постоянное жительство в город Горький. Умер Сафронов 29 сентября 1983 года, похоронен в Нижнем Новгороде на Аллее Героев кладбища «Красная Этна».

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» (№ 1140; 1943 г.)
  • орден Ленина (1943)
  • два ордена Красного Знамени (1943, 1945),
  • два ордена Отечественной войны I степени (1944),
  • орден Александра Невского (1943),
  • медали «За оборону Сталинграда» (1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа» (1944).

Память

Именем Героя Советского Союза Сергея Ивановича Сафронова названа одна из улиц Ленинского района г. Нижнего Новгорода.



25.08.1918 - 29.09.1983
Герой Советского Союза


С афронов Сергей Иванович - командир эскадрильи 293-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиацтонной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, капитан.

Родился 25 августа 1918 года в селе Пелекшево Пьяноперевозского района Нижегородской области. Русский. Окончил среднюю школу. После окончания годичного ремесленного училища при станкостроительном заводе в городе Горький работал на нём строгальщиком, одновременно учился в аэроклубе.

В 1938 году поступил в Энгельсскую военную школу пилотов, которую окончил в феврале 1939 года. Служил в авиационных частях на Дальнем Востоке.

С августа 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе 8-й, 4-й и 15-й воздушных армиях на Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах, занимая должности командира звена, эскадрильи и штурмана истребительного авиационного полка. Принимал участие в Сталинградской битве, боях на Кавказе, Курской битве, освобождении Новгородской, Псковской областей и Латвии. Дважды ранен.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1140) капитану Сафронову Сергею Ивановичу присвоено 24 августа 1943 года за 65 боевых вылетов, во время которых сбил лично 11 и в группе 2 самолета противника, и проявленные при этом доблесть и мужество.

В 1945 году С.И. Сафронов по состоянию здоровья уволен из Советской Армии. Майор в отставке. Инвалид 2-й группы. Жил в городе Саратове. Работал в Саратовском аэроклубе, где ему пришлось быть наставником первого космонавта - Юрия Гагарина. Позже переехал на родину в город Горький (ныне Нижний Новгород). Умер 29 сентября 1983 года. Похоронен в Нижнем Новгороде на Аллее Героев кладбища "Красная Этна".

Награжден орденом Ленина (24.08.43), 2 орденами Красного Знамени (26.01.43; 05.01.45), орденами Александра Невского (№ 119 от 28.05.43), Отечественной войны 1-й степени (08.09.44), медалями "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа" и тремя другими медалями.

В годы Великой Отечественной войны Сафронов десятки раз вступал в смертельные схватки с врагом и всегда выходил победителем. Восемь краснозвездных истребителей Як-1, возглавляемых Сафроновым, 28 апреля 1943 года вылетели на прикрытие наземных войск. Над станицей Крымская лётчики встретили 20 немецких истребителей Ме-109 и смело вступили в бой с превосходящим противником. Стремительными атаками советские летчики сбили пять "мессеров", обратив в бегство остальных. Лично Сафронов на своей машине с бортовым номером 13 уничтожил в этом бою одного стервятника. Наблюдавший за ходом воздушного боя командующий Военно-воздушными Силами Красной Армии маршал авиации А.А. Новиков всем летчикам группы Сафронова объявил благодарность.

В памяти Сергея Ивановича навсегда остался воздушный бой над станицей Неберджаевская, который произошел 6 мая 1943 года. Восьмерка Сафронова встретилась тогда с 16 истребителями противника. Среди гитлеровских летчиков было много опытных асов из 3-й истребительной эскадры "Удет". Сафронов знал повадки летчиков этой эскадры еще по боям в районе Сталинграда и противопоставил им свою тактику. Набрав высоту, Сафронов обнаружил за облаками двух затаившихся асов, ждавших удобного случая для внезапной атаки. В коротком поединке советский летчик свалил одного из них, другого, тут же прикончил его ведомый. Сбив пять "мессеров", группа Сафронова без потерь вернулась на свой аэродром.

В напряженных воздушных боях на Кубани эскадрилья Сафронова только в период с 23 апреля по 20 мая уничтожила в воздухе 24 самолета противника, в том числе пять машин истребил лично ее командир.

Всего за годы войны С.И. Сафронов произвел 147 боевых вылетов и сбил лично 27 и в составе группы 4 самолета противника.

У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 25 августа 1918 года в селе Пелекшево (ныне Перевозский район Нижегородской области). Вскоре семья С. И. Сафронова переехала в Саратовскую область. После окончания средней школы и годичного ремесленного училища при станкостроительном заводе в городе Горький работал на нём строгальщиком, одновременно учился в аэроклубе. Когда в конце августа 1937 года, посетивший аэроклуб его почётный шеф Валерий Чкалов пожелал лично убедиться, чему научились курсанты, счастье полетать с ним выпало именно Сергею Сафронову. В 1938 году поступил в Энгельсскую военную школу пилотов, которую окончил в феврале 1939 года. Служил в авиационных частях на Дальнем Востоке (Сахалин), летал на И-15бис и И-16.

С 15 октября 1942 года лейтенант С. И. Сафронов в действующей армии. В составе 293-го ИАП сражался на Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах, занимая должности командира звена, эскадрильи и штурмана авиаполка. Защищал Сталинград, принимал участие в освобождении Кубани, Новгородской области, Пскова, Латвии, в битве на Курской дуге. Победу встретил в Восточной Пруссии. Летал на Як-1 и Як-9. Дважды был ранен, дважды контужен.

К середине мая 1943 года командир эскадрильи 293-го истребительного авиационного полка (287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) капитан С. И. Сафронов совершил 65 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 и в группе 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1140).

К концу войны майор С. И. Сафронов выполнил 165 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 и в группе в другими лётчиками 2 самолёта противника.

В 1945 году по состоянию здоровья уволен в отставку. С 1947 года работал в Саратовском аэроклубе, был наставником первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1975 году переехал на родину, в город Горький (ныне Нижний Новгород). Умер 28 сентября 1983 года, похоронен в Нижнем Новгороде на Аллее Героев кладбища "Красная Этна". Именем Героя названа одна из улиц Ленинского района в Нижнем Новгороде.

Награждён орденами: Ленина (24.08.1943), Красного Знамени (26.01.1943, 05.01.1945), Александра Невского (28.05.1943), Отечественной войны 1-й степени (08.09.1944); медалями.


* * *
Список известных воздушных побед С. И. Сафронова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
24.10.1942 1 Ю-88 Сталинград Як-1
26.10.1942 1 Ме-109
27.10.1942 1 Ме-109
31.10.1942 1 Ю-88
02.11.1942 1 Ю-87
1 Ме-109
06.11.1942 1 Ю-88
08.11.1942 1 Ме-109 (в группе)
23.04.1943 1 Ме-109 Федотовка
25.04.1943 1 Ме-109 Крымская
28.04.1943 1 Ме-109 западнее Крымская
02.05.1943 1 Ме-109 южнее Семенцовский
04.05.1943 1 Ю-88 (в группе) Крымская
06.05.1943 1 Ме-109 Крымская - Греческий
26.05.1943 1 Ю-87 южная окраина Подгорный
27.02.1944 1 ФВ-190 аэродром Идрица Як-9
22.12.1944 1 ФВ-190 южнее Олпесмуйжа
19.03.1945 1 ФВ-190 мыза Вани

Всего сбитых самолётов - 16 + 2; боевых вылетов - 165; воздушных боёв - 65.

Из фотоматериалов разных лет:



Из материалов прессы военных лет:

Выпускник 1953 года

.

Из воспоминаний Беликова Ю.Н.:
"...САФРОНОВ.
В Борисоглебском училище мы учились в одном классном отделении. Он был спокойным, несколько провинциальным парнем.

Первомайские праздники 1960 года мы встретили на стрельбах на полигоне, там же вылетали ночью на Су-9. 30 апреля 1960 года сидели на открытой веранде ресторана в старом красноводском морском вокзале и пили шампанское. Чёрная ночь. Жаркий воздух, близость моря, запах нефти, заунывная туркменская музыка. На этом экзотика заканчивалась, а шампанское продолжалось. Чуть ли не под утро, отшагав по шоссе километров пять через пустыню, возвращались в гостиницу. А в 6 часов - сирена! Тревога! Автобус, аэродром и сразу команда: "Надеть высотное снаряжение и занять готовность № 1". Две пары ушли на Мары и Карши. Калитку американскому высотному разведчику захлопнули, а мы просидели до 11 часов и чуть ли не с кожей отдирали высотные костюмы (шёлковое белье-то осталось в гостинице!). А над Уралом разворачивались события, вошедшие в историю. Проскочил мимо цели Игорь Ментюков (ни наводить на такие цели, ни перехватывать их, тем более таранным ударом, тогда ещё не умели). В добросовестности Игоря я ни на секунду не сомневаюсь, впоследствии мы были хорошо знакомы. Зенитчики сбили U-2 Фрэнсиса Пауэрса и начали бить все подряд, что находилось в тот момент в зоне поражения, а в воздухе как на беду остались два МиГ-19. Ведущий вышел из-под удара, а Сафронову досталась-таки своя ракета. Так и хочется сказать: "Убили ни за что!" Собственно, с этого и началась до сих пор не решённая проблема взаимодействия истребительной авиации и зенитных ракетных войск. .."

Сафронов Сергей Иванович родился 25 марта 1930 года в городе Гусь-Хрустальный Ивановской Промышленной (ныне Владимирской) области.

Окончил Борисоглебское авиационное военное училище лётчиков имени В.П. Чкалова и с 1952 года проходил службу в 764-м истребительном авиаполку (5-я армия ВВС и ПВО).

Последнее задание

1 мая 1960 года во время нарушения американским пилотом-шпионом Паэурсом на самолёте U-2 советского воздушного пространства по тревоге были подняты два истребителя МиГ-19, получившие приказ не допустить американца к Москве. Ведущим в этой паре был заместитель командира эскадрильи капитан Борис Айвазян, ведомым — лётчик старший лейтенант Сергей Сафронов, которые несли в это время боевое дежурство на военном аэродроме.

В результате несогласованности советских ракетчиков (новые зенитные комплексы недавно поступили на вооружение) самолёт Сафронова, шедший на высоте 11.000 м был принят за U-2 и поражён ракетой ЗРК С-75. Сергей Сафронов получил смертельные ранения. Пилот второго истребителя ведущий пары Айвазян резко спикировал вниз, и благодаря этому ему удалось выжить.

Последующее расследование установило, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолёте Сафронова был включён, но сама система не была задействована наземными службами ПВО. Причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт. ГКП, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений. В 57-й ЗРБ не знали о нахождении истребителей в воздухе. Поэтому был сбит самолёт Сафронова с включённым ответчиком.

Сафронов С. И.

Сергей Иванович Сафронов (25.03.1930-01.05.1960)

Сафронов Сергей Иванович (родился 25 марта 1930 г. в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области, погиб 1 мая 1960 г. около города Дегтярск Свердловской области) – лётчик, старший лейтенант. Лётчик 764 Истребительного авиационного полка с 1952 г. Награждён орденом Боевого Красного Знамени (07.05.1960). Почётный гражданин Дегтярска.

…Рано утром 1 мая 1960 г. американского лётчика Фрэнсиса Пауэрса подняли по тревоге, после чего он получил задание. Маршрут разведывательного полета U-2C пролегал от базы Пешавар через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР - Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк - и завершался на авиабазе Будё в Норвегии.

Пауэрс пересек советскую границу в 5 ч 36 мин по московскому времени юго-восточнее города Кировабада (Пянджа) Таджикской ССР и, как утверждают отечественные источники, с этого момента вплоть до того, как был сбит под Свердловском, постоянно сопровождался радиолокационными станциями войск ПВО.

К 6.00 утра 1 мая силы ПВО СССР были приведены в боевую готовность, а на командный пункт войск ПВО прибыла группа высокопоставленных военачальников во главе с главкомом ПВО СССР маршалом Советского Союза Сергеем Семеновичем Бирюзовым.

Пауэрс уже прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать - оправдывались расчеты американцев: самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9. Однако он был без ракет - самолет перегоняли с завода к месту службы, и вооружения на этом истребителе не было, лётчик же, капитан Игорь Ментюков, был без высотно-компенсирующего костюма. Тем не менее, самолет подняли в воздух, а командующий авиацией ПВО генерал-лейтенант Евгений Яковлевич Савицкий дал задачу: «Уничтожить цель, таранить!»

Самолет был выведен в зону нахождения нарушителя, но выполнить перехват не получилось. Скорость Су-9 составляла 2000 км/час, при этом U-2 летел со скоростью 800 км/час. Новый Су-9 просто «пролетел» мимо нарушителя. Зато Ментюков позже попал под обстрел своего зенитного ракетного дивизиона, чудом оставшись в живых.

Дальнейшие события перехвата нарушителя силами ПВО весьма противоречивы.

Самолёт Пауэрса достиг зоны ответственности 57-й зенитно-ракетной бригады. В районе Свердловска перехват нарушителя производили шесть зенитно-ракетных дивизионов. Ракета, сбившая U-2, разорвалась метрах в двадцати пяти от хвостовой части самолёта в 8 ч 53 мин московского времени. Потеряв управление, самолёт-шпион, разваливаясь на части, падал вниз. Пилот Пауэрс с трудом выбрался из разваливающейся на части машины на высоте около 4000 метров, и уже в свободном падении раскрыл парашют.

Многочисленные отметки от обломков самолёта на радарах ПВО были восприняты за активные помехи, выставленные нарушителем, поэтому было решено работать по U-2 дальше. Командир 4-го зенитного ракетного дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады майор Алексей Шугаев доложил на командный пункт начальника группировки зенитных ракетных войск, что видит цель на высоте 11 км. Несмотря на заявление дежурного по КП, что открывать огонь нельзя, поскольку в воздухе свои самолеты, находившийся на КП генерал-майор Иван Солодовников взял микрофон и лично отдал приказ: «Цель уничтожить!»

Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9 капитана Ментюкова. А вторая - достала также преследовавший самолет Пауэрса МиГ-19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Это был один из двух МиГов, отправленных в безнадежную погоню за самолетом-шпионом. Первым шел более опытный капитан Борис Айвазян, самолет Сергей Сафронова шел вторым.

После залпа более опытный Айвазян успел сманеврировать, а самолет Сафронова упал в десяти километрах от аэродрома. Недалеко от него на парашюте опустился и сам летчик - уже мёртвый, с большой раной на боку.

Всего, в ходе пресечения полета самолета-шпиона было выпущено 14 зенитных ракет.

Сергей Сафронов погиб на виду у многих уральцев - жителей г. Дегтярска, спешивших на первомайскую демонстрацию. Самолет Сергея упал на окраине городка, в день гибели ему не исполнилось и тридцати, он ровесник Фрэнсиса Пауэрса.

В память о подвиге лётчика в городе Дегтярске было установлено два мемориала - один у здания Рудоуправления, второй на месте падения самолёта. В историко-производственном музее города создан уголок его памяти. Улица Фабричная переименована в улицу Сафронова.


Top